Вот уже месяц, как наши экскурсоводы из экспедиции "Священная Индия online 2009" возвратились в Москву. Передохнув и перекусив, Виджитатма прабху и Веда-прия матаджи взялись за разборку привезенных с собой сокровищ. Теперь с их публикациями можно ознакомиться и в газете "Вайшнавские ведомости", свежий номер которой был предложен сегодня Их Светлостям Шри Шри Дайал - Нитай Шачи-суте. Также новые публикации будут по прежнему появляться на http://forum.dayalnitay.murti.ru/ Итак, вот первая их публикация: Интервью Е.М.Радха-Дамодара прабху участникам экспедиции в храме Шри Шри Радха Мадхавы в Маяпуре. В Москве первое Общество сознания Кришны было зарегистрировано 20 мая 1988 года. И после этого началась подготовка к первому паломничеству из СССР в Индию. Это было время, когда закончились репрессии преданных - примерно в это время (1987-88 год) все уже было позади. Преданных выпустили из тюрем и психбольниц, вышел закон о реабилитации жертв политических репрессий. Сама регистрация нашего общества уже была своего рода прорывом: впервые в СССР статус религиозной организации получил приверженцы религии, которая никогда не присутствовала в России прежде. Может, сейчас это не воспринимается как что-то особенное, но тогда это был шаг вперед. Решение принималось на уровне совета министров СССР, были продолжительные дебаты, и, в конце концов, было принято решение о регистрации. И естественным следствием этого стала возможность первой поездки за рубеж. Как известно, в то время люди не выезжали из страны в паломничество группами: такого явления не было. Какие-то единицы просачивались - в Иерусалим, Мекку, - но это были единицы. Мусульмане организовывали небольшие группки по 4-5 человек. Российские вайшнавы совершили в этом отношении прорыв: впервые из страны выехала в паломничество большая по тем временам группа - 59 человек. До этого таких групп не было. Мне довелось заниматься оформлением документов для этой группы, поэтому я лично был знаком со всеми этими вайшнавами. Все их паспорта, "дела" проходили через меня. Организовывали мы это почти год, поскольку готовиться к паломничеству начали с самой регистрации, 20 мая 1988 года. Сама же поездка состоялась в феврале 1989 года. Все документы оформлялись в совете по делам религий - была такая структура. Мы долго работали с чиновниками: оформляли паспорта, анкеты. Все эти 59 человек были первыми русскими преданными - многие из них были репрессированы, сидели в тюрьмах, как, например, Камаламала, Санньяса, Атмананда, Сарвабхавана - из Армении, Ямарадж, Амбариша, Парджанья Махарадж, Ядухари (Ядукулешвара в то время) - из Грузии (Сухуми), Ачьюта, Амала-бхакта, Бхарадвадж - из Киева. С Урала была преданная Вайшнави, которая тоже пострадала от гонений, сидела в тюрьме. Из Москвы - Премавати, Вишвамитра, Садананда, Санатана-кумар, Ягья. Еще были Айравата из Азербайджана, из Латвии - Рам-бхакта, матаджи Маха-мантра, Лакшмиприя. Из Литвы - Анируддха, Шрутадева, Деваки. Из Петербурга - Васудама Прабху с женой. К сожалению, не всех могу вспомнить. Всего было 59 человек. Были большие организационные трудности. Нас не пускали. Я помню, что мы купили билеты (без билетов тогда нельзя было даже начинать оформление документов), но нужно было получить еще две визы: советскую - на выезд - и индийскую. Сначала брали индийскую визу, но индийская сторона почему-то тянула время. Мы сдали документы, но ничего не происходило. Мы проводили демонстрации у индийского посольства, с плакатами "Выпустите нас!" Уже в 1991 году, когда закрылся Совет по делам религий, нам передали архивы, касающиеся нашего общества, из которых выяснилось, что коммунисты, которые тогда правили в Бенгалии, были против нашего приезда, поскольку это разрушало имидж коммунизма. СССР считался оплотом коммунизма, и все привыкли, что в Индию из России едут коммунисты, а тут приехали вайшнавы - прямая противоположность! Это рушило карточный домик коммунистической идеологии: выяснилось, что в России есть вайшнавы, что там не коммунизм и атеизм, а есть и религия, и даже новые религии возникают! Бенгальские коммунисты строили против нас всяческие козни и даже написали в российское правительство письмо с просьбой препятствовать поездкам российских вайшнавов в Индию. Они говорили, что это разрушает их веру в коммунизм. Возможно, визу нам не выдавали именно поэтому. Так что были в Индии и те, кто нас не ждал. Бенгальские коммунисты довольно агрессивны: у них на флаге изображен тигр. Во время поездки мы видели их демонстрации. Они писали негативные статьи про нас, пытались критиковать. Но вот настал тот день, когда мы должны были лететь. А виз еще не было. Мы собрались в шесть утра у индийского посольства и устроили демонстрацию протеста - с требованиями, с киртанами. И только к двенадцати часам (а самолет у нас был в четыре) в посольстве начало что-то происходить. В час начали выдавать визы. Но нас было 59 человек, и на это требовалось время - приходилось заполнять анкеты (причем на английском). Примерно в половине третьего я получил визу, и мы срочно поехали в МИД, получать советскую, выездную визу. Получили. Первая группа преданных отправилась в аэропорт. А самолет уже выруливает на взлетную полосу. Мы побежали к нему, каким-то образом перекрыли движение, остановили отлет. К этому времени подъехали и остальные преданные, но мы в этот день все равно не улетели. Наш отлет перенесли на другой день, а за задержку рейса нам выписали штраф. С этим нам помогали люди из совета по делам религий - Блаженов и Чернецов (те самые, которые участвовали в регистрации нашего общества). Они пытались договориться о нашем вылете, и благодаря им нам снизили штраф. Но, несмотря на их старания, улететь в тот день нам не удалось. Вылетели на следующий, когда у всех все было готово. Первые русские преданные были явно не готовы к такому паломничеству. Был февраль, и все пришли в аэропорт в шубах, сапогах, валенках, телогрейках. И никто не догадался оставить вещи провожающим - все повезли с собой. Мы прилетели в Калькутту. Для ИСККОН это было знаковое событие - впервые исполнилось предсказание Бхактивиноды Тхакура, согласно которому в Маяпуре должны собраться индийцы, американцы, немцы и русские. До этого приезжали преданные со всего мира, а русских не было. И вот русские приехали. Поэтому была организована очень масштабная встреча - и в Калькутте, и в Маяпуре. Нас встречали как полубогов. В Калькутте, в аэропорту, куда мы "выгрузились" в этих зимних одеждах, было 30-35 градусов, и мы выглядели довольно странно. Некоторые преданные держали в руках картины собственного изготовления. Так, художник-вайшнав Мадхава Гхош нес лист фанеры, на котором был нарисован Кришна. Нас же встречали с плакатами, содержащими приветствия в адрес первых русских паломников. В здании аэропорта мы увидели группу киртана, в которой были Бхакти Бхринга Говинда Махарадж, Индрадьюмна Свами, Джаяпатака Свами. Они тоже нас встречали и пели мощный киртан. Мы прошли регистрацию и сразу поехали в Калькуттский храм, где нас тоже встретили киртаном. Когда мы приехали в Калькутту, Киртирадж Прабху, который отвечал за всю эту поездку, выдал нам вайшнавскую одежду. До этого у нас ее попросту не было. Вместе с одеждой к нам прислали опытного преданного, который должен был показать нам, как пользоваться ей. Звали его Вайдьянатх дас. Он провел нам краткий курс программы подготовки бхакт: показал, как наносить тилаку, надевать дхоти. Мы приехали в Калькутту в зимних шкурах, сапогах, валенках, и вот, всего за один день произошла трансформация. Мы преобразились на глазах. Сапоги, телогрейки - к вечеру все это пришлось выбросить. Было понятно, что таскать все это по Индии бессмысленно. Нам выдали гамчхи, чадары, дхоти, и мы стали похожи на вайшнавов. В тот же день мы провели большую харинаму, состоялась пресс-конференция для журналистов. Харинама прошла по улицам Калькутты. Я помню, в Калькутте был какой-то сквер, где стоял памятник Ленину. Мы пришли туда и пели киртан прямо перед ним. Приезд в Индию русских вайшнавов, которые сумели сохранить свою веру, несмотря на все трудности, на тюрьмы и лагеря, был событием международным. Он стал неким знаком, символом "оттепели" в СССР - знаком того, что советские власти прекратили преследовать верующих. С этого момента из Советского Союза начали выпускать группами и представителей других религиозных организаций. Нам удалось сбросить замок с этих дверей. И вот мы приехали в Маяпур. Здесь был мощный киртан. Приехали мы часов в семь-восемь. Когда мы заходили в главные ворота Маяпур-чандродая-мандира, сверху на нас сыпались цветы; трубили слоны, преданные гудели в раковины - словом, встреча была очень пышная. Наша поездка длилась примерно два месяца, начиная с февраля. За это время мы побывали в Маяпуре, объехали некоторые святые места в его окрестностях, потом отправились в Джаганнатха-Пури, вернулись на Навадвипа-мандала-парикраму, поехали в Бомбей, во Вриндаван. И везде, во всех этих городах, проходили пресс-конференции, встречи с администрацией; нас тепло принимали и в российском посольстве, в консульстве... Русские преданные были в центре внимания. Нам помогали решить многие организационные вопросы. Поскольку тогда выезжать за границу было трудно, мы сразу закупали в Индии одежду (сари, дхоти), музыкальные инструменты, тилаку, - чтобы обеспечить всем этим преданных в России. Нам всем подарили по стопке книг карманного формата - "Бхагавад-гиту" и "Источник вечного наслаждения", которые были изданы в Индии на русском языке. В то время многие люди из СССР писали в Индию, чтобы им выслали эти книги, и нам дали адреса этих людей, чтобы мы смогли доставить заказы. Каждый вывез примерно по тридцать книг - двадцать "Бхагавад-гит" и какое-то количество "Источников". Книги нам выдавали в русском посольстве, и мы забрали с собой всю партию. Это были первые книги, которые появились в России на русском языке. Нашими гидами были Киртирадж Прабху и Вайдьянатх Прабху. Они обо всем нам рассказывали: что нужно или можно делать, чего нельзя, как давать пожертвования, как надевать гамчху, как купаться в Ганге, в океане. В первую поездку мы посетили курс вайшнавского этикета Бхакти Чару Свами, после чего мы стали стараться практиковать эти правила в жизни. Мы взяли материалы этого курса и, приехав в Россию, перевели его на русский язык, после чего он начал распространяться. У российских преданных появился опыт храмовой жизни. В России до этого не было ни одного храма, поскольку движение существовало подпольно. Чтобы не привлекать внимания; мы пели киртаны сидя, мы понятия не имели о том, что при этом можно танцевать. А приехав в Индию, увидели, что есть храмы, садхана, киртаны, индийские музыкальные инструменты и слаженная игра на них. Как я уже сказал, мы проехали по нескольким местам. Ехали подолгу в индийских поездах - вагонах класса "слиппер", где все продувалось, где вовсю воровали. Многих в первые же поездки обокрали - мы не знали, что в индийских вагонах все надо привязывать, пристегивать, прятать. Многие заболели, так как не знали санитарных норм или не могли переварить индийскую пищу. Некоторые простыли, а некоторые теряли сознание от жары (особенно жарко было в Пури - 35-40 градусов). Некоторые терялись, поскольку не знали английского. Но при этом везде, куда бы мы ни приезжали, мы чувствовали сильную поддержку со стороны международного ИСККОН. Мы проводили совместные киртаны. Точнее, проводили индийские преданные, мы же участвовали "для виду": они играли и пели, а мы потихоньку подпевали. Но считалось, что поют все-таки русские. Состоялось несколько важных встреч. В частности, в Пури мы встречались с царем Ориссы. В Дели была встреча с Радживом Ганди (сохранилась общая фотография). Раджив Ганди в то время проводил встречи с представителями разных групп, а поскольку наша поездка, как я уже говорил, была явлением знаковым, мы тоже попросили принять нас. Мы вручили ему картины, нарисованные нашими художниками, немного побеседовали и сфотографировались. Об этих встречах широко писали индийские газеты. За эти два месяца, что преданные провели в Индии, они духовно выросли, наверное, больше, чем за свои пять-десять лет в сознании Кришны. То, что обычно усваивают постепенно, этим преданным пришлось впитывать быстро и очень интенсивно. Из подпольных нама-хатт мы превратились в официальное движение, которое является частью движения международного. Сейчас российский ИСККОН - второй по численности после индийского. Было много первых впечатлений. Мы впервые увидели много преданных вместе, увидели киртаны, увидели Божеств, храмовое поклонение, распространение книг. Во время этого паломничества было создано российское отделение ББТ, были назначены руководящие органы нашего общества в России. Одним словом, это паломничество дало толчок к сплочению преданных, их духовной и "физической" трансформации: мы уехали в одном состоянии, вернулись в другом. Впервые преданные из СССР соприкоснулись с мировым ИСККОН. После того, как преданные вернулись в Москву, в Советском Союзе начали появляться храмы. Был создан храм на метро "Колхозная". Появились харинамы, распространение книг. Недавно, во время фестиваля ИСККОН в Пури, организованного матаджи Мадхурьей Кадамбини (честь ей и хвала), я вспомнил наш первый приезд туда. Тогда мы шли по главной улице города - Гранд-роуд - с харинамой, и увидели, что на доме, где родился Бхактисиддханта Сарасвати висит огромный плакат "Преданных ИСККОН не пускать!" По отношению к нам была какая-то настороженность - не пускали не только в храм Джаганнатхи, но и во многие другие места. А сейчас, на фестивале ИСККОН в Пури, который проходил с 14-го по17-е февраля, видные люди города (мэр города, представители интеллигенции, священники из храма Джаганнатхи, директор городского музея) говорили о том, что российские вайшнавы спасают культуру Ориссы, напоминая о ней коренным жителям этих мест, которые погрязли в скверне западной цивилизации. "Мы двадцать лет присматривались к вам, - сказали они, - и теперь поняли, что в вас - наше спасение. Обязательно приезжайте снова". От них поступило предложение проводить фестиваль Российско-индийской дружбы два раза в год.