Text CIS:265455 (139 lines) [D5] Date: 19-Feb-01 00:01 +0300 САМОЕ УДИВИТЕЛЬНОЕ В ЖИЗНИ - ВОЗМОЖНОСТЬ НАБЛЮДАТЬ, КАК ЛЮДИ МЕНЯЮТСЯ - Амсумати, расскажи, как ты стала Харе Кришна, что это было за время? - Это произошло в 1992 году. Думаю, я попала в одну из многочисленных волн, разошедшихся после гастролей <Гауранга-бхаджан-бенд> летом того же года. Многие привлеклись тогда нашим Движением, вернее, его экзотикой: сари, украшениями, кухней, музыкой; но немногие сумели понять его суть. Однако, на сам концерт, куда меня пригласили знакомые, я так и не попала, судя по всему, из-за отсутствия милости богини процветания: не нашлось 25 рублей на билет, по тем временам, достаточно крупная сумма. Позднее, в ноябре, я решила сама приехать в храм. Делюсь впечатлениями от первого посещения храма на <Колхозной>, - так его тогда называли. В памяти осталась необъяснимая смесь, которая, выражаясь на <исконовском> сленге, бывшим тогда уже в ходу, <полностью выбивала с платформы ума>: теснота и влажность, не уступающие сауне; мужчины в давно утративших изначальный цвет набедренных повязках; под стать им женщины в неимоверных юбках и платках до бровей; смелые тараканы: и вместе с тем удивительное чувство чистоты, - и остывшая к вечеру гречка, показалась ни с чем не сравнимым нектаром, и дыхание перехватывало от звуков святого имени. Всего этого оказалось достаточно, чтобы я начала регулярно наведываться в храм. - Что представлял собой тогда ашрам матаджи? - В Москве было два храма, я, в основном, общалась с <колхозными> матаджи. Предполагаю, что на <Беговой> ситуация не сильно отличалась. В одной из квартир (ашрам матаджи), которую я несколько раз посещала, по рекомендации матушки Анандини, постоянно обитало порядка 10-12 девушек, в возрасте от 18 до 27 лет. В основном, это были распространительницы книг, и одна-две цветочницы. Однажды мне позволили провести ночь в этой квартире. Утром все вместе отправились в храм. Вернувшись вечером за вещами, я, как ни старалась, не могла найти свой пододеяльник. Искать его было все равно что разыскивать иголку в стоге сена. Через месяц он нашелся. Это то, что касается ашрама, как места. Что же до умонастроения, то сейчас, оглядываясь, ярче всего проявляются: несомненная искренность, энтузиазм, порой, правда, доходящий до фанатизма, наивные и не очень сентименты. Вот, например, одно из расхожих убеждений того времени: большая часть девушек мечтали остаться брахмачарини на всю жизнь. Замужество расценивалось как измена Кришне и гуру. Общее ощущение: множество аскез, как в бытовых вопросах, так и в отношениях между преданными. И это неудивительно - большинство были очень молоды не только духовно, но и по возрасту. - Как правило в любой группе преданных есть лидер, который определяет настроение всей группы: - Это был период активного роста, расширения Движения и, наверное, поэтому в принятии авторитетов (в том числе и гуру) часто ориентировались на результаты, очки, положение, количество. Немного поясню: те личности, которые обладали всем выше перечисленным, являлись достойными объектами, но, скорее, из-за смещения акцентов, их ценили больше за внешние вещи, оставляя порой без внимания то, что его действительно заслуживало, - их чистоту и преданность. А тех, кто не был отмечен какими-либо <масштабными> заслугами, не замечали. Я думаю, это было неизбежно на том этапе и в тех условиях, так же как и применение каких-то <силовых> методов со стороны старших матаджи в ашрамах. Что касается лично меня, я всегда с благодарностью вспоминаю матаджи Анандини, которая, живя дома, не оставляла без заботы молодых преданных, матаджи Индру - местом моего первого постоянного служения была гурукула. - Чем ты занималась потом? - Работала секретарем МОСК, параллельно (в свободное от офиса время) помогая Дхйана-кунде: переводила занятия для бхактин, встречи с преданными и т.д. Тогда-то (на уроках бхактин-програм) я и почувствовала необыкновенный вкус этого служения и втайне мечтала о том, чтобы когда-нибудь посвятить себя ему в полной мере. Я получила такую возможность в конце 1996-го, посетив семинар Раса-Мандалы прабху для преподавателей. Я проникла туда в качестве ассистента, - другой возможности просто не было - семинар предназначался исключительно для руководителей ятр и департаментов. А новый 1997 год ознаменовался тем, что мы с Дхйана-кундой сами подготовили подобный семинар уже для более широкого круга преданных, большая часть которых преподает и по сей день. В мае мы повторили этот семинар. А между ними была первая группа бхактин-програм, где мы с Лакшмиприей дебютировали в качестве преподавателей. - Я так поняла, что это была твоя первая самостоятельная работа. Какие были ощущения? - Первое, что я почувствовала, наверное, гипер-ответственность. Процесс обучения, который мы строили, выходил за рамки просто передачи информации. По отзывам преданных и по моим собственным ощущениям, это был по-настоящему живой обмен, когда преданные - и преподаватель, и студенты - в равной степени учатся сознанию Кришны. Эта ответственность - очень сладкое бремя. Удивительной особенностью такого обучения является возможность наблюдать динамику роста, движение, которое происходит в сердце как у тебя, так и у студентов. В этом секрет общения с преданными. Возникает какой-то особенный резонанс. Если бы меня спросили: <Что для тебя было самым удивительным в жизни?> - я бы ответила: возможность наблюдать как люди меняются, как они становятся ближе к Кришне. Благодаря этому начинаешь глубже и искренней ценить и само преданное служение, и тех, кто пытается идти этим путем, бережнее относится к тому, что привык считать данностью. Наверное, это прозвучит слишком напыщенно, но те, кто испытали подобное хотя бы раз, поймут меня: такое общение - это тысяча возможностей познавать многогранный и абсолютный процесс бхакти. Поэтому я хочу воспользоваться случаем и еще раз поблагодарить тех преданных, по чьей милости я испытала все это, - за их любознательность, стремление развить преданность и безграничное терпение. - Действительно, вдохновляет, но ведь процесс нелегкий, наверняка приходилось сталкиваться с вещами малоприятными... - Были вещи, которые пугали. Больно видеть людей, живущих в надуманном мире, искусственными представлениями о духовном, всеми силами поддерживающими свою иллюзию. Иногда это распространялось на целые группы, вплоть до организаций, - как в сказке Андерсена <Новый наряд короля>. Самым страшным мне показалась сахаджия, - ее особая <русская>, ни с чем не сравнимая форма, которой подверглась, в основном, женская часть нашего общества. Нереализованная сексуальность в самых разных своих формах принималась за духовные эмоции, будь то отношения с духовным учителем, Кришной, Шрилой Прабхупадой, другими вайшнавами. При этом часы уходят на распределение ролей в духовном мире. Ум таких людей обладает удивительной способностью, все: слова духовного учителя (даже если это слова, обличающие сахаджию), его мимику, жесты - трактовать как подтверждение выдуманных ими отношений. Мир вокруг воспринимается как набор символов, подтверждающих их <возвышенный уровень>. В эту игру вовлекаются и Божества, и надписи на рекламных щитах, и случайные реплики прохожих. - Я знаю, что сейчас ты переводишь <Вену-гиту> Шиварамы Свами. Это первая твоя работа в <Философской книге>? - Да. Более того, это вообще моя первая книга. Она написана необычайно изысканным языком, - над некоторыми предложениями приходится размышлять по полчаса. Мне очень хочется, чтобы перевод получился качественным с литературной точки зрения и передавал бы то сознание Кришны, которое вложил автор в оригинальный текст. Поэтому я прошу у всех преданных благословений на удачное завершение этой работы. - Что бы ты хотела сказать в завершение нашей беседы? - Когда я вижу, как продолжают свой путь те, с кем я начинала, - идти по нему значительно проще. В какой-то момент я поняла, что мне это просто необходимо, и потому я испытываю благодарность ко всем, кто сохраняет верность выбранному пути независимо от обстоятельств. У меня тает сердце, когда я прихожу в храм и вижу Яшоду, встречающую гостей или решающую чьи-то бесконечные проблемы, - столько смирения нужно для этого, - Амбалику и Дхвани, все так же преданно служащих на алтаре Их Светлостям (мало кто знает, сколько это требует аскез); Шйамешвари, Ишани и Ямини, которые не смотря ни на что, не теряют энтузиазма. Всегда с благодарностью думаю о Тушите и Лакшмиприе, Калпатару и Тараке, - я счастлива, что у меня есть такие друзья. Беседу вела Оксана ЯРОЦКАЯ