Воспоминания Шрилы Прабхавишну Свами
о первых приездах в СССР
(речь на Фестивале 25-летия ИСККОН в России, 14 июля1996 года)
Впервые
я приехал в Советский Союз в 1986 году, в то время в ИСККОН практически
никто не знал, что происходит в России, было все под очень большим
секретом. По пути меня попросили заехать в Италию. Там было очень
срочное дело, и это меня задержало, поэтому я думал, что, может быть, в
этот раз я не смогу приехать в Россию. Но Гуру-Гауранга, который был в
то время в Италии, стал настаивать, чтобы я обязательно поехал в
Россию. Он сказал, что там потрясающее поле для проповеди и буквально
заставил меня приехать сюда. Тогда мы запланировали специальный тур из
Лондона в Москву и Санкт-Петербург; меня сопровождал при этом Илапати
прабху, которого теперь зовут Бхактивикаша Свами. Но Киртирадж прабху
настоял на том, что вместо того, чтобы ехать в Лондон, я заехал на
сутки в Стокгольм, для того чтобы он меня "натренировал", как следует
вести в России. Он очень подробно объяснял, что когда мы заходим в
метро, мы должны оглядываться по сторонам - посмотреть, не следит ли за
нами кто-то… Или когда мы выходим из гостиницы - мы тоже должны
оглядываться по сторонам. Он дал нам только один адрес, по которому мы
должны найти преданных в Москве. Ни один из преданных в Москве не знал
о том, что мы едем. На самом деле Киртирадж не знал даже точного адреса
- он просто нарисовал карту, по которой можно было найти это место.
Как только мы приехали в Москву и
остановились в отеле "Интурист", уже через несколько часов мы
отправились в город, пытаясь найти эту квартиру. Мы очень долго искали
указанное место; в конце концов, мы нашли нужный дом, поднялись на
нужный этаж, постучали в дверь - но за дверью не было никаких
преданных! (На самом деле, мы должны были встретиться там с женой
Айодхья-пати, которую звали Малини). Мы вышли из этого дома, встали
около подъезда и начали думать о том, что же нам теперь делать. Ведь мы
должны пробыть неделю в Москве, без дела не зная где преданные…
Поразмышляв так, мы решили зайти в соседний дом. Поднялись на тот же
этаж, постучали в квартиру с тем же номером - и нам открыла мать
Малини! Она повела нас в метро, и мы приехали на квартиру Садананды.
Как только мы приехали, стали собираться преданные, и вскоре мы начали
киртан. Через некоторое время на этой квартире собралось 35-40
преданных. Так в течение нескольких дней у нас постоянно проходили
программы - с раннего утра до позднего вечера - в домах у разных
преданных. Но мы всегда были очень осторожны, поэтому преданные
приходили в обычной одежде и ни в коем случае не должны были показывать
никаких внешних признаков, что они преданные. Многие преданные были в
это время в тюрьмах или отсиживали свой срок в лагерях. мы также
поехали и в Санкт-Петербург. Там атмосфера была более свободной, потому
что ни один петербургский преданный не был посажен в тюрьму. На
программах в Петербурге была очень насыщенная, очень интенсивная
атмосфера - каждый человек, который участвовал в киртане, был целиком
погружен в пение Харе Кришна.
Мы
знали о том, что книги печатаются в Армении и в Литве, но практически
во всех домах, в которых мы побывали, были устроены переплетные
мастерские, и в них переплетались эти книги. В типографиях печатались
только листы, и затем преданные должны были сами собирать и переплетать
эти книги. На нас произвела очень сильное и глубокое впечатление
смелость преданных, то, как они проповедовали сознание Кришны, рискуя
всем. В то время Киртирадж прабху действовал очень активно,
организовывая всемирную кампанию за освобождение советских преданных.
Он работал почти 24 часа в сутки, без перерывов. В Австралии также была
успешная кампания по освобождению "советских Харе Кришна". Рамай Свами
Махарадж организовал целый автобус. На этом автобусе преданные
путешествовали по всей Австралии, устраивали программы, давали
интервью, выступали на телевидении, радио, рассказывая о судьбе
"советских Харе Кришна". В Австралии эта история стала очень известной,
и, в конце концов, мы обратились к премьер-министру Австралии мистеру
Бобхоку, который собирался в то время с официальным визитом в Россию.
Мы попросили его написать письмо Горбачеву, прося освободить советских
преданных Кришны. И, действительно, приехав в Советский Союз, он
попросил мистера Горбачева, чтобы тот освободил советских преданных.
Безусловно, это оказало свое влияние, и вскоре после этого преданных
стали выпускать из тюрем.
В
следующем, 1987 году, я прибыл с очередным визитом вместе с Нарешварой
прабху. В то время преданных уже стали выпускать из тюрем, и когда мы
опять пришли к Садананде на квартиру, то в первый раз увидели там
Премавати. Она рассказывала нам, в каких условиях она находилась в
тюрьме, как женщины были засунуты в темные и маленькие камеры, как они
спали на железных кроватях и как у них практически не было места, чтобы
ходить. В то время она была беременна, и, несмотря на это, она должна
была выполнять самые тяжелые работы в лагере. И, в конце концов, ее
девочка умерла, пока она все еще находилась в лагере.
В
следующий раз мы встретились с Санньясой прабху, который рассказывал о
том, как в психиатрической больнице им давали наркотики и лекарства,
под воздействием которых человек ни на чем не может сосредоточиться. Он
рассказывал, что, когда принимаешь эти лекарства, то не можешь ни
сидеть, ни лежать, ни стоять, - в любом положении человек чувствует
себя плохо и неуютно. Такие муки претерпели эти первые преданные, пока
они находились в тюрьмах и в психиатрических клиниках. Но их
непоколебимая вера в гуру и Кришну никогда не покидала их. И даже когда
они сидели в тюрьме, они все же проповедовали другим заключенным, чтобы
те тоже повторяли Харе Кришна.
В
1987 году в Москве проходил фестиваль Индии. И преданные
воспользовались этой возможностью, чтобы начать проповедовать сознание
Кришны. Они отправлялись небольшими группами и устраивали киртаны на
разных мероприятиях, которые проводились в рамках этого фестиваля.
Правительство не хотело попадать в неудобное положение в присутствии
иностранных журналистов, поэтому они не чинили препятствий преданным.
Но, тем не менее, не очень нравилось, что преданные делают.
В
следующем, 1988 году, когда мы снова должны были приехать в Россию,
новость о том, что прибывает санньяси, распространилась по всем
городам. Когда Санака Кумар встретил нас на Красной площади, он
рассказал, что Вайдьянатх позвонил своей сестре в Ташкент, она
рассказала всем остальным преданным, и затем эта новость
распространилась повсюду. Все теперь звонят в Москву и спрашивают:
"Когда приезжает санньяси?" Мы не знали толком, что делать, потому что
в предыдущие приезды мы просто собирались в небольшом количестве на
квартирах, а сейчас в Москву приехали сотни и сотни преданных. Поэтому
мы решили устроить программу в лесу, за городом. Каждый день преданные
сотнями залезали в электрички и отправлялись в условленное место, и с
утра до вечера мы проводили там киртаны, лекции и готовили прасад. Это
продолжалось с раннего утра и до позднего вечера. Эти преданные до того
никогда не встречались с преданными из-за границы. Они буквально
засыпали меня вопросами о различных аспектах сознания Кришны. Они
задавали вопросы часами. И в конце нашего визита мы решили устроить
огромный публичный киртан в Санкт-Петербурге. Я думаю, что это был
первый в России большой киртан, в нем участвовало 150 или даже 200
преданных. Мы вышли из поезда и пошли вдоль Невского проспекта к
Казанскому собору. Казанский собор в то время служил музеем истории
атеизма. И вдруг, откуда ни возьмись, перед этим собором оказались
десятки преданных, и все они пели и танцевали. Мы увидели как к нам со
всех сторон пачками подходит милиция. Вся эта милиция окружила
преданных, там было сотни милиционеров. Эта была очень напряженная
ситуация. Но преданные, как ни в чем не бывало, продолжали петь Харе
Кришна. Милиция на этот раз, так или иначе, не хотела арестовывать
преданных. Это продолжалось где то 5 минут, в конце концов преданные
прекратили петь киртан и милиция ушла.
В
1989 году мы в первый раз решились поехать в другие города страны. Это
было очень дорого, поэтому что за каждого человека нужно было платить
100 долларов за ночь пребывания в гостинице. Но один бхакта из Новой
Зеландии, бхакта Барри, помог мне - он был спонсором этого визита.
Сначала мы отправились в Ташкент и навестили Мадхава Гхоша прабху.
Затем мы отправились в Баку, где встретились с Айарватой прабху. В
каждом городе мы встречали множество преданных и людей, которых
интересовало сознание Кришны.
Затем мы
отправились в Тбилиси, где мы встретились с Ямараджем прабху и
Нанда-прией прабху. Но в Тбилиси каждый раз, как только мы выходили из
гостиницы, мы замечали, что за нами следят. Мы проходили несколько улиц
и видели, что эти люди идут следом за нами. И когда мы встретились с
преданными в условленном месте, мы сказали им, что за нами следят,
похоже что это - КГБ. Преданные сказали: "Убегайте!" И мы начали
убегать - преданные посадили нас в машину и поехали. Тут мы заметили,
что за нами едет другая машина. Мы заехали в какой-то двор между жилыми
домами, подождали там несколько минут… Так или иначе, они преследовали
нас, но, в конце концов, мы оторвались. Затем мы встретились с
преданными за городом - в лесу. На следующий день мы решили разработать
специальную стратегию, как избегать преследования со стороны КГБ. Мы
поехали на двух машинах и решили припарковать их на разных улицах. Мы
встречались с преданными, у которых были две машины. Мы выезжали на
одной машине, а другая машина должна была загораживать дорогу за нами.
Итак, когда мы сели в одну машину и стали отъезжать, другая машина
перегородила дорогу. И вдруг эти гэбисты, которые следили за нами,
выбежали из-за угла и запрыгнули во вторую машину. Они приказали
шоферу: "Езжай за этой машиной!". Он сказал: "Чего ради?" Они сказали:
"Не разговаривай, это - приказ милиции. Езжай!" Он начал медленно -
медленно ехать. Они в это время вели переговоры по рации. Но машина
ехала медленно, и, в конце концов, мы оторвались от них.
Следующее
место, в которое мы отправились, был Киев. Там происходило то же самое.
Каждый день нам нужно было разрабатывать специальный план, как
отвязаться от гэбистов. То же самое произошло и в Вильнюсе. Так или
иначе, но они нас так и не поймали.
Нам
казалось, что теперь они никогда больше не пустят нас в страну. Но
почему-то визу они нам продолжали давать. В 1989 году страна стала уже
более открытой, и именно в это время в Москве был официально
зарегистрирован ИСККОН. Тогда мы провели первую ратха-ятру в Каунасе, в
Литве. И затем на Арбате, здесь, в Москве. Тогда же, в 1989 году,
преданные получили разрешение от правительства импортировать огромное
количество "Бхагавад-гит", "Источников вечного наслаждения" и "Учения
Шри Чайтаньи" из Швеции. С этого момента началось массовое
распространение книг.
Во
второй раз в 1989 году я приехал сюда уже по студенческой визе.
Представитель университета встречал меня в аэропорту. Как только я
вышел за линию таможни, я увидел преданного, который распространял
книги в аэропорту. Это был Амсу прабху. Он увидел меня, подошел и
сказал: "Берите книгу". Я был одет в обычную одежду, и он не понял кто
я такой. В этот же момент ко мне подошел представитель университета и
спросил: "Вы такой-то и такой-то?". Мне пришлось сказать Амсу: "Прости,
пожалуйста, но мне не нужна эта книга". Однако в какой-то момент он
начал что-то подозревать и, кажется, узнал меня. Он все время подходил
ко мне и продолжал настойчиво предлагать эту книгу. Я все время
говорил: "Нет, нет, оставь меня в покое". Так или иначе, я сначала
встретился с представителями университета, и только затем отправился к
преданным. Но к этому времени книги уже спокойно распространялись по
всей Москве.
Так
стало расцветать сознание Кришны. Сотни и сотни новых преданных начали
присоединяться к Движению. Таким образом мечта Шрилы Прабхупады о том,
чтобы распространить сознание Кришны в этой стране, стала явью. Я хотел
бы почтительно склониться перед всеми преданными, которые жертвовали
собой для того, чтобы распространить здесь сознание Кришны. Нет никаких
сомнений в том, что Шрила Прабхупада был бы очень-очень признателен вам
за все, что вы сделали для того, чтобы распространить сознание Кришны в
этой стране.
Шрила Прабхупада ки - джая!
ИСККОН ки - джая!
Гаура премананда!
Журнал "Гауранга" 3-1997 г.
|