История Храма Шри Шри Гаура-Нитай мандир (Сухарево).

-------------
Видура дас
    Записано на основе лекции Видуры прабху,
прочитанной в годовщину установления Божеств
в храме Шри-Шри Гаура-Нитай 2.06.96 г.


    ...Трудно осознать, как возник этот наш храм - Шри-Шри Гаура-Нитай мандир. Как все это началось, как поначалу ничего не было и как стало быть, и вот оно есть. Это проявленное состояние духовной жизни в материальном мире. Вот недавно приезжал сюда к нам в Сухарево один материалист и жил здесь несколько дней. И он все говорил: "Это другая жизнь", "Это совсем другой мир". Нам кажется нет другой жизни, не существует, но для него существует. Вы, придя сюда, уже погрузились в эту жизнь и думаете другой жизни нет. Есть! Материальная. Вы, наверное, забыли о ней. А они, когда с материальной жизни попадают сюда, сразу чувствуют разницу. Великая радость должна рождаться в вашем сердце от того, что есть разница.
    А началось все давно... Впрочем даты рождения храма не существует, как-то не определили, когда храм зародился. Он вечный - вечный храм Шри-Шри Гаура-Нитай мандир.
    Однажды в метро мне встретился один человек и говорит: "Видура, у нас есть возможность - квартира. Я работаю дворником, и там на Проспекте мира квартира пяти-комнатная. Брать или не брать? Что если устроить там ашрам?" Я говорю: "Бери!"
    До 1989 г. в Москве была такая ситуация, что каждый старший преданный имел свой приход. У каждого была квартира, где собирались. У Кришна-Кумара была квартира, там сладким голосом пели под ситару или вину. Кришна-Кумар поет, как гандхарва. Туда ходили наслаждаться этим нектаром. У Сучару звучала философия. Сучару здорово санскрит читал, и все ходили слушать. У Сатананды на Кировской - он из тюрьмы вышел и опять продолжил на старом месте. К нему, в основном, молодежь ходила, пели очень много, Сатананда любил петь и тоже очень хорошо читал санскрит. Была еще квартира у Премавати, и у Ягьи тоже приход был. Вначале мы сюда на ст. Некрасовскую ездили, (одна остановка не доезжая Катуара, где сейчас храм). Там дача была у одного - и там собирались пели, пели и кушали.
    Потом как-то к нам пришли два друга из Выхино. Оба - алкоголики второй группы, но говорят: "Мы завязали". Один из них предложил: "У меня есть квартира двухкомнатная. Там можно устроить ашрам". Это и стало первым ашрамом. Нигде еще тогда ашрамов не было. Люди стали приходить, фисгармонь откуда-то появилась. Пели от души на Выхино. В начале все сидят, но начинают петь и потом самопроизвольно начинают прыгать. И еще славилось это место халавой. Халавц, как правило, делал я. У меня был хитрый рецепт. Вы никогда не пробовали такой! Во-первых, манку я не обжаривал, а сыпал прямо в воду с маслом, сахаром, со всякими специями и лимонной кислотой. Получалось почему-то необыкновенно. Она была какая-то маслянистая, прямо таяла во рту, и все глаза вытаращивали, когда ели, и говорили - вот это да! Потом и первый храм наш тоже славился этим - что там можно было наесться от души.
    Весной 1989 г. мы поехали первый раз в Индию, и хозяин наш опять стал пить. Жить больше там стало невозможно. А с этой квартирой на Колхозной еще не получалось. Полгода там тянулось оформление. Тогда я взял свой приход и поехал по России. Поехали через Тулу в Курск, в Саратове побывали. Даже в Орел и Харьков заехали и добрались до Одессы.
    И так мне понравилось в Одессе! Люди какие-то довольные, благостные, умиротворенные. Про Кришну очень любят слушать, любят преданных. Цыгане на Дерибасовской, если киртан проводишь, пляшут вовсю и пожертвования дают. Остался я там, и стали мы искать место. Как будет место - надо только сделать его святым, а свято место пусто не бывает. Оно тут же наполняется. И стали мы искать - нашли в чудесном дворе, дворы в Одессе в точности как в Индии, как в Калькутте. Сдала нам одна женщина большую комнату. Мы туда книг завезли. Алтарь устроили большущий. Народу стало ходить очень много. Мы стали распространять книги на Дерибасовской. Большая была там перспектива. Думаю - останусь здесь, в Москву не поеду. Никто меня не вытянет. Но стали звонить из Москвы и все-таки вытащили меня. Сказали, что квартира есть пяти-комнатная на Колхозной. Это было после первого паломничества в Индию. Привезли оттуда Божества. Маленькие Божества нашего храма - это тогда самые большие были Божества.
    Когда я приехал из Одессы на Колхозную, там жили пять брахмачари. Квартира была ужасная. Там жил один мясоед, готовил на кухне мясо. Он там с женой жил и детьми. Мы стали его кормить прасадом, устраивать киртаны, рано вставать. И он не выдержал этой атмосферы духовной. Мы нашли ему квартиру в другом подъезде, и он туда переехал. Вся квартира стала наша. И брахмачари жили там впятером. Вначале все вставали, кто когда хотел. Но я установил правило - в семь часов все должны быть на службе. Они, скрипя сердцем, приняли это. А потом квартира стала быстро заполняться.
    И тут нам Кришна сделал великий подарок: пригнал к границе четыре или пять фургонов, набитых книгами. Книги пришли еще раньше - непосредственно перед появлением ашрама на Колхозной. Их тогда задержали на границе. Мы устраивали демонстрации, чтобы их пропустили и отдали нам. Их было двести тысяч. А еще до этого из Индии прислали десять тысяч карманных "Бхагават-гит". Потом книги в глянцевом переплете: "Бхагавад-гита", "Источник вечного наслаждения" и "Учение Господа Чайтаньи". Они мгновенно распространились. ВВТ тут же напечатало новые книги на эти деньги. Первая книга, которую напечатали в очень большом количестве - "Учение Шри Чайтаньи". Склады все были забиты. Квартиру на Колхозной забили этими книгами так, что негде было спать. Было пять комнат, и все были забиты книгами. А мы к тому времени, как появились книги, уже отработали систему распространения. Распределили, кому какое метро, где кому стоять. Поначалу с неохотой выходили: "Как? Зачем? Может, на Арбат лучше петь пойдем? Книги зачем распространять?" Старшие стали проповедовать им, что книги везде распространяют, что это миссия Шрилы Прабхупады, что это основа всей нашей деятельности. И преданные стали выходить с книгами. Тогда не было подсчета очков или соревнования. Просто спрашивали друг у друга: "Сколько? О-о-о!". Люди впервые видели эти книги. Тогда ведь не было таких пестрых прилавков, не было никакой мишуры западной. С запада приехала только "Бхагавад-гита". Больше никаких книг не было, их не разрешали. А мы говорили - запрещенные книги, покупайте! Они были такие красивые! Люди смотрели на них, любовались, не могли мимо пройти, первый раз такие книги видели. И брали, брали, брали. Эта санкиртана в конце концов захватила всех живущих в ашраме. Жить там стало уже человек двадцать пять. Люди хорошо воспринимали Сознание Кришны. Те киртаны, которые мы проводили на Арбате, вызывали неоднозначную реакцию, но в целом люди относились положительно. Мы поняли, что это милость Кришны и стали действовать очень смело. Мы стали очень громко петь в нашем храме. Над нами семья жила, внизу семья, на первом этаже - фирма, во дворе - магазин "Давай, давай" для панков и хиппи. ВВТ подарило нам автобус "Икарус". Мы не знали, что с ним делать, загнали его во двор. Потом его подожгли эти панки. Они всегда нам какую-нибудь гадость делали - то камнем запустят в окно, то придут и своруют. Придут: "Мы кушать хотим". Мы их покормим, а они еще и обувь захватят, какие-нибудь кроссовки, куртки. На "Колхозной" было как в муравейнике. Храмовая комната там была маленькая, и мы перестали помещаться. Всем нравилось ходить на Колхозную - такая там была атмосфера, такие киртаны, такое личностное общение. Там были деревянные перекрытия и на киртанах все ходуном ходило. Поэтому было принято решение - синхронно не прыгать. Когда один в воздухе, другой должен быть на полу. Потому что, если прыгать синхронно, то пол начинал раскачиваться. Внизу жили две семьи, и те, кто жил под нашей храмовой комнатой, переселились, а там устроили склад. Хозяйка была удивительная женщина, никогда не кричала. Она, когда киртан шел, просто звала меня: "Пойдем, Видура, посмотришь. Ну смотри, сейчас упадете ведь!" И мне действительно становилось страшно. Я шел наверх и останавливал киртан, просил не прыгать, потому что, когда стоишь внизу, страшно. Когда находишься наверху - страх пропадает, а когда внизу - страшно. Киртаны были очень шумные, но никто не протестовал, разве что с первого этажа приходили: "Пожалуйста, у нас уже рабочий день начался, заканчивайте". А у нас иногда киртан затягивался до 10 часов утра. Рядом была церковь, поп однажды спрашивает: "Сколько вас там живет?" Брахмачари ему говорит: "Тридцать человек". "Тридцать?...." И он не поверил. "Не может быть, шумите, как три тысячи."
    А потом достали двухэтажный особняк на Беговой. Он пустовал. Мы пошли смотреть его. Он был в ужасном состоянии. Тем не менее все уехали туда, на "Беговую". Нас осталось только четыре человека: Аджамила, Гаруда, я и Дхарма. Но свято место пусто не бывает, тут же опять наполнилось. В воскресенье туда было трудно войти. Набивалось человек по сто. Там всегда толкались. Этот способ преданного служения - касаться тел преданных - там был реализован максимальным образом. Касания там не прекращались ни днем, ни ночью. Спали все в храмовой комнате, и там было очень тесно. Другой особенностью "Колхозной" было обилие крыс. Вначале кухня была совмещена с ванной. Просто мы сделали занавеску, установили ванну, под нее таз большой, туда все вытекало. Тот, кто омывался, вылезал, вытаскивал таз, выливал в раковину, ставил обратно, и следующий залезал. Итак, там была одна раковина, этот таз и эта ванна, а за ширмочкой - кухня.
    Кончилось все тем, что к нам стали приставать власти: то проводку топором перерубят, то воду перекроют. Постоянно шло это сражение. Удивительно, мы там жили человек 40-50. Непонятно, почему они там нас столько времени терпели. У нас не было никаких прав, чтобы жить там. Это было какое то трансцендентное место. Ощущалось, что оно непосредственно опекается свыше. Нас несколько лет пыталась оттуда выжить фирма, которой этот дом принадлежал. Они жили на первом этаже, и их начальник сам к нам приходил: "Когда вы уедете отсюда?" Он был непримирим. И в конце концов стало ясно, что нам нужно уезжать, потому что они уже стали ремонтировать дом, отключили воду. Мы ее откуда-то таскали в баках. Свет тоже отключили, мы его постоянно как-то подключали. Делали какие-то тайные проводки откуда-то, жили при свечах. Свечки, крысы, темнота.... Крысы удивительные были - большие очень. Первое, что делал повар, когда входил в кухню - разгонял их, но некоторые его не боялись. Бывало, утром идешь, а она так вразвалочку идет, сытая, глазки прикроет... Мы искали новое место в Москве, но Кришна не давал даже намека на то, что мы сможем в Москве что-то найти. И потом мне вдруг пришла мысль, а чего мы к Москве привязались? Давайте поедем в Подмосковье. Григорий поехал со Шьям-Кришной и нашел эту обитель в Сухарево.
Здание Алтарной (вид с правого угла)

    Шьям-Кришна просто шел в кабинет к директору и говорит: "Мы - кришнаиты; хотим у вас снять пионерский лагерь под храм". Тот отвечает: "А я уже давно вас жду" - это его слова были - "А я уже давно вас жду". Почему он так сказал, надо бы у него спросить. Удивительная личность, очень светлая, постоянно ездил в Индию - там они заключали все время всякие договора, что-то насчет тяжелой промышленности. "Один корпус хотя бы дай, клуб и деревянное здание". С этого все и началось. Тут еще строители жили. Кухни не было. Переехали сюда где-то уже к зиме. Сделали маленькую храмовую комнату на втором этаже. Поставили Божества маленькие, и приехал Ниранджана Махарадж. Ходил, ходил, я ему показывал все, и он говорит: "Видура, это дворец, хоромы по сравнению с тем, что у вас было". Вначале просторно было, и мы решили быстро сделать новую храмовую комнату. Единственный, кто мог сделать это - он сейчас в Угличе - Варарха прабху, чудесный преданный. Удивительная личность. Он действительно предан Кришне. И он быстро все это сделал. Делали с расчетом под Божеств. Он спрашивает: "Видура, какие Божества будут?" Я говорю: "Где-нибудь метр двадцать". А еще не знали даже, где Их брать. Я думал, мраморные будут. И вот сделали алтарь и поставили туда маленькие Божества.
    Однажды я зашел на "Беговую" и смотрю, сидит Рохинисута прабху, и у него что-то накрыто. Он мне говорит: "Видура, хочешь покажу?" Я спрашиваю: "Что?" "Вот здесь. Хочешь посмотреть?" И как фокусник, быстро сдернул ткань, и это был или Нитьянанда, или Гауранга - одно Божество. Такой красивый. "Нравится?" - говорит. Я отвечаю: "Нравится." "Хочешь такого?" "Хочу". "Ладно, - говорит, - приезжай в Маяпур, я тебе помогу". Там в Маяпуре живет Удджвала, ученик Шри Вишнупада. Он занимался Божествами. Рохинисута прабху меня с ним свел, когда приехали туда. И мы стали заказывать Божества. Я думал, какие же заказать? Там две школы: одна изготовляет танцующие Божества, другая - прямостоящие. И вот мы с Анандини ходили, заказывали, она переводила. Торговались - торговались и заказали Божества, 600 долларов отдали. Через год приехали, и Ниранджана Махарадж говорит: "Видура, иди смотри на свои Божества". "Сделали?" "Сделали". Это было в 1995 году. Бегу, в груди распирает. Думаю, какие же Божества нам сделали. Прибегаю на второй этаж, Ачьюта уже там. Его Божества тоже готовы - для Киева. И первыми открыли его Божества. "О!" - думаю - Какие красивые, хорошие Божества, большие". Потом открыли наши, и не понравились Они мне, толстые какие-то. Я расстроился, думаю: "В Киев такие хорошие сделали, большущие, а нам - маленькие, толстые, некрасивые". Даже мантру не мог читать. Пошел к Ганге, искупался, вылез, остыл немножко. На следующий день матаджи Гопалиладхара расписала киевские Божества, и у наших что-то там подправила, лотосы сделала. Я решил еще раз пойти посмотреть, что там делается с Божествами, потому что невтерпеж уже. Прихожу, и как чудо случилось: открыл Божества киевские и открыл свои Божества. Все наоборот: эти киевские какие-то строгие, вот-вот голову открутят. Очень строгие, до сих пор не соглашаются взойти на алтарь. Их так давно привезли, и не могут установить в алтаре. Они мне не понравились. А наши сияли, улыбались, такие были миленькие, толстенькие. Я в экстаз пришел, аж слезой прошибло, стал суетиться, бегать, накрывать Их, открывать. Думаю, дай-ка накрою и опять открою. Накрыл, походил, походил, опять открыл, посмотрел - такие же толстенькие, такие же милостивые, прямо хоть сейчас на алтарь. Я побежал к Удджвале и говорю: "Все, ящики заказывай". Он отвечает: "Уж заказаны ящики, все уже готово".
Нитай

    Преданные стали приходить. Говорили: "Видура, можно посмотреть?" И смотрели на эти Божества. Удивительные были ощущения: засыпаешь и думаешь, что вот Божества стоят. Чувство такое в сердце родилось: это - родное. Удивительные вещи происходят в сознании! Надо было уже уезжать во Вриндаван, и стали мы паковать Божества. Смотрим, а Они не вмещаются в ящики, перестали умещаться почему-то. Мы и так, и этак, и по-всякому, а Они не лезут. Я поехал заказывать большие железные ящики в Навадвипу. Ездил, ездил, и почему-то не получалось. Там обычно только и ждут заказчиков, потому что живут там за счет летнего периода, когда ИСККОН приезжает. ИСККОН - вот кто спасает эти святые места и их жителей. Во-первых, Маяпур - громаднейшее строительство, а ведь там нищета, нет работы. Люди на любую работу готовы идти, лишь бы платили хоть сколько-то. И столько рабочих мест ИСККОН создал там. А потом преданные приезжают, у местных торговцев все скупают, и на целый год им денег хватает. Но я нигде не мог заказать эти ящики. И лишь в одном месте, в самый последний день - на следующий день нужно было уезжать - накануне заказал. Говорю: "Вечером приеду - окончательно договоримся. Успеете сделать?" "Ну, мы постараемся". Как приехал я в Маяпур, пошел к Удджвале жаловаться: "Знаешь, не лезут Божества, вот заказал ящики". Он отвечает: "Да ты что, не может быть, чтобы не лезли". Рассказал мне, как все сделать. Мы раз-раз замотали, и Они уместились как-то удивительно - даже просторно было. Упаковали, написали, где верх, где низ, и повезли во Вриндаван. Доехали Они в поезде тоже удивительным образом. Они вначале не помещались, но как-то поместились в купе и приехали во Вриндаван. А уезжали во Вриндаван в 12 ночи вместе с знаменитым Цюрихским храмом в одном автобусе, но у них самолет, и они опаздывают. Так что они подговорили водителей, чтобы Божества наши - ящики ведь большие - в салон автобуса не помещаются. И говорят нам водители-индусы: "Не повезем эти ящики". Я кричу: "А куда же нам? У нас самолет, билеты и Божества Гаура-Нитай. Что же нам оставаться? Или, может, Божества останутся в Индии, а мы поедем в Россию?" В общем, там переводчика не было, и я объяснялся с ними каким-то непостижимым образом - и с индусами, и цюрихскими. Эти, цюрихские, как увидели нас, наши вещи и наши два ящика с Божествами, не знаю, какая стадия бхакти у них наступила, но экстаз точно был, волосы встали дыбом. Очень много было вещей, а они опаздывали. Это длилось где-то минут 15. Я ругался, какие только слова ни говорил - особенно индусам. Я тащу вещи в автобус, они толкают назад. Потом я говорю: "Ну, давайте доедем до храма нашего "Кришна-Баларам мандир", а там видно будет". И запихнули ящики в автобус, поставили. Доехали до "Кришна-Баларам мандира" и как-то там договорились, что дали нам деньги, чтобы 5 брахмачари поехали на такси, а Божества все-таки разрешили везти до аэропорта в автобусе. Я в аэропорту договорился, чтобы не в общий багаж сдали - а повезли Их на лифте. Я сказал, что там Божества, дал индийцу 300 рупий, и добавил: "Аккуратно положи, смотри, Ямарадж все видит!" И он аккуратно отвез и положил. Когда прилетели в "Шереметьево", вызывают нас: "Чего это вы в ящиках привезли?" Они испугались, думали, там трупы. Говорят: "Надо вскрывать. Надо смотреть, что там". Я говорю: "Божества деревянные, обычные". "Нет, надо смотреть". Пришлось открывать один ящик, распаковывать - это было очень сложно. Я говорю: "Давайте я вам просто лицо покажу и все". Там была женщина среди сотрудников аэропорта. Я когда открыл, у нее глаза расширились, она затаила дыхание. Потом говорит: "Какой красивый лежит! Ну, закрывай, идите."
    Так Божества приехали в Сухарево. Я художнице говорю: "Сшей такие одежды, чтобы как у невест были - белые такие". Она сшила как раз к приезду двух гуру - Харикеши Свами и Ниранджаны Свами, и, когда алтарь открылся, они заулыбались, стали перешептываться, на меня поглядывать. Первыми одеждами у наших Божеств оказались подвенечные платья. А швея наша как ни в чем не бывало: "Ты ж просил, чтобы как невесты были." Так что, брахмачари, - вот невесты вам. Ведь ничего случайно не бывает. Появились Они - ваши невесты - в подвенечном платье. И развеселились наши гуру. Мне было не до веселья, конечно. Я хотел, как лучше, чтобы Они в белом все были, красивые. Несмотря на все наше несовершенство, Нитьянанда с Гаурангой согласились встать на алтарь и принимать от нас служение. Видите, какие Они милостивые? Они ж знали, что у нас уродливые платья. Несмотря на это, Гауранга и Нитьянанда говорят: "Ладно, наденем все это. Что можно поделать?" Божества удивительные. Все, кто ни приезжает, говорят: "Какие у вас замечательные Божества".
Шри Шри Гаура-Нитай

    Божества - это форма, общаясь с которой мы связываемся с Господом. Невозможно видеть Бога материальными глазами. Как бы вы ни старались, ничего у вас не получиться. Надо очистить чувства, тогда можно будет воспринимать духовную форму Господа. Но так как Кришна знает наш уровень и понимает, что так или иначе мы должны служить Ему, Он явил Себя в этой трансцендентной форме Нитьянанды и Гауранги 500 лет назад, низошел в этот материальный мир по Своей беспричинной милости. У нас не было никаких шансов приблизиться к Богу. Пока не достигнешь совершенства, Кришна не разрешает приблизиться к Себе. Но Они низошли сюда по Своей беспричинной милости. Господь Чайтанья приходит, чтобы дать людям почувствовать вкус любви к Господу в разлуке. Он устанавливает этот вкус - випраламбху, а после ухода являет Свою удивительную форму в виде Божеств, принимая служение и не засчитывая оскорблений от падших душ. Нам пока нельзя служить Радхе и Кришне. Они требуют высочайшего уровня поклонения и не прощают оскорблений в Свой адрес. Поэтому у нас и стоят Божества Нитьянанды и Гауранги. Это очень милостивые Божества, и мы должны быть всегда благодарны Им за то, что Они позволяют нам служить Себе, несмотря на все наше несовершенство. Как бы мы ни пытались сейчас удовлетворить Радху и Кришну, у нас не получится. Но если Они не будут удовлетворены, мы не будем удовлетворены. Это формула, которую нельзя забывать. Поэтому не пытайтесь стать преданными Радхи и Кришны, как это делают во Вриндаване сахаджийи. Невозможно в наше время приблизиться к Радхе и Кришне иначе как через Панчататтву, через Нитьянанду и Гаурангу. Мы пока даже не можем оценить, куда ведут нас Нитьянанда с Гаурангой, не можем оценить той милости, которую получили. Но по мере того, как преданный прогрессирует, в его сердце рождается великая благодарность за то, что Нитай и Нимай позволили нам Себе служить. Когда мы служим Им, Они удовлетворяются. Когда Они удовлетворяются, мы удовлетворяемся. И сегодня годовщина установления наших Божеств Нитай-Гауранга. Они согласились приехать из Индии и непосредственно принимать наше служение здесь. Это - Божественные сущности, Сами Нитьянанда и Гауранга.



-------------



Шри Шри Гаура-Нитай мандир

Назад на начальную страницу